Методическая шкатулка

 Данные материалы могут быть интересными для педагогов




КВЕСТBOX

Презентация:

https://cloud.mail.ru/public/zrRn/iagVkmYSQ

Текст к презентации:

https://cloud.mail.ru/public/dyP6/hV7Wy6Ps1

 


"Педагог года дошкольного образования. 
Номинация: педагогическое мастерство."

МБДОУ «ДС №479 г. Челябинск»

                                                                                                     воспитатель

Ярышева М.А.

Мастер-класс для педагогов  слайд 1

Тема: «Использование технологии квест – игры в развитии гибких компетенций у детей дошкольного возраста.» слайд 2

Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией  квест – игра.

Задачи:

1.Передавать опыт путем прямого и комментированного показа принципы организации и содержания технологии квест – игра.

2. Повышать уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса.

3. Создавать условия для профессионального общения и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Оборудование: «Квестboх»: листы с шифрами, заданиями, конверты, фломастеры,  листы белой бумаги, флешка, столы, мультимедийная установка.

Ход мастер – класса:

1.     Вводная часть (теоретическая) слайд 3

Согласно ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности: игровой, познавательной и исследовательской, творческой, двигательной и т.д..

слайд 4

Технология квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

слайд 5

В основе квеста лежит идея организации самостоятельной деятельности детей. Такие задания способствуют их личностному развитию, учат работать в команде, решая главную проблему квеста. Такая игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками. Иногда несет в себе элемент соревновательности.

слайд 6

Общая игровая цель (миссия) – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

слайд 7

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

слайд 8

Для более быстрой организации квест – игры, разрботала «Квестbox». Где размещаются все материалы для проведения игр. Причем содержание можно пополнять.

    слайд 9

2.     Основная часть (практическая)

 

Со структурой квест– игры познакомимся практическим путем. Педагоги, у которых промаркирован стул, предлагаю поучаствовать в квест – игре.

Коллеги, в ходе мастер – класса подумайте, чем можно еще пополнить «Квестbox». В конце мы послушаем ваши идеи с большим удовольствием.

Ведущий: На электронную почту пришло  письмо и аудиофайл от президента (В. В. Путин).

 слайд 10

Softskills – это комплекс качеств без которых сложно представить успешного человека. Это те компетенции, которые помогут стать дошкольникам успешными в дальнейшем обучении.

А какие это компетенции, вы узнаете расшифровав послание. Это и будет миссией (итогом игры) сегодняшнего квеста. Участники открывают конверт «Миссия «Расшифруй послание».

 слайд 11

 На бумаге в центре изображен ребенок с вытянутыми вверх руками, на руках он держит нашу планету.

Ведущий: Как вы думаете, что означает символ, который держит ребенок?

А что должно быть вокруг?

На листе мы с вами разместим те компетенции, которые необходимы детям для успешного развития в будущем.

Перед вами 4 конверта, в этих конвертах подсказки, где спрятаны задания (участники выбирают сами). За каждое выполненное задание, вы получаете конверт для расшифровки послания.

слайд 12 1 конверт Каждая буква в слове-загадке кодируется как № строки № буквы в строке. Шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.

38  44  94  17  22  46  43

Прочитали, где подсказка? (пианино).

Участники ищут конверт с заданием на пианино.

Задание на развитие командного духа.

слайд 13 Упражнение «Рисуем вместе»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А3, карандаш.

Ход: Встаньте возле стола. Вы одна команда.  Вам даётся один только карандаш. По очереди рисуете одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 2 минуты.

За выполненное задание участники получают конверт для расшифровки (командность).

слайд 14  2 конверт  Шифр « Наоборот»  Пишите задание задом наперед каждое слово:

Ищите задание под ковром

Етищиеинадаздопморвок

Участники ищут конверт с заданием под ковром.

Задание на развитие креативности.

слайд 15 «Загадка Льюиса Кэрролла» Поможет сломать привычные стереотипы и неординарно мыслить. Один из игроков называет любое слово, второй игрок называет любое другое слово. после задается вопрос «чем он похож на..?». Пример: «Чем жираф похож на автобус?». Далее в диалоге развиваются всевозможные варианты ответов. Это упражнение подходит для детей и взрослых любого возраста, отлично проходит в коллективах и может быть использовано как креативный инструмент при создании нового продукта, как элемент дизайн-мышления или разминка на тренинге.

         За выполненное задание участники получают конверт для расшифровки (креативность).

 

слайд 16   3 конверт Отгадай ребус.

 

Участники ищут конверт с заданием за цветочной композицией.

Задание на развитие коммуникативности.

слайд 17 «Собрать геометрическую фигуру»

Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине). Один человек видит перед собой собранную фигуру. Второму дают разрезанные части.Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру (если это соревнование). Лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций.

За выполненное задание участники получают конверт для расшифровки (коммуникабельность).

слайд 18 4 конверт Шифр «Темница»

 

 

Участники ищут конверт с заданием на окне.

Задание на развитие критического мышления:

Критическое мышление – это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию, аргументированно отстаивать свое мнение и принимать верное решение, опираясь на исходные данные. Обладатели критического мышления способны быстрее искать и сортировать информацию.

Задание:

слайд 19  Игра «Данетки» или « Ситуация»

Один ведущий, который зачитывает или рассказывает историю. Остальные игроки задают ему наводящие вопросы. Ведущий может отвечать на них только «Да» или «Нет». Вопросы, соответственно, строятся таким образом, чтобы они предполагали краткий ответ.  Поэтому игра и называется «Данетки».

Истории:

«Удивительные устройства»

Три устройства с одинаковыми функциями. Одно состоит из массы составных частей, другое — не имеет ни одной внутренней детали. Третье можно просто нарисовать на песке. Что это за приборы?

Ответ: Это часы: обычные, песочные, солнечные.

«Конфеты»

В комнате собралось 6 детей. Им предложили угоститься конфетами из коробки. Но так, чтобы каждый взял по одной, но при этом в коробке осталась одна конфета. Как они это сделали.

Ответ: Один из ребят взял конфету вместе с коробкой.

«Сломанный лифт»

Ежедневно поднимаясь на лифте, человек не доезжает до своего этажа. Он живет на 10, а лифт останавливается на 5. Почему?

Ответ: Этот человек – мальчик 5 лет, который не достает до нужной кнопки лифта.

«Странный овощ»

Однажды на грядке вырос странный овощ. Он был длинным, но не зеленым. Хрустящим, но не жестким. Сладким, но его клали в суп. Кроме того, он был невидимым. Что это за овощ?

Ответ: Это была морковка.

«Бессонница»

Случилось так, что один человек долго не мог уснуть. Он вертелся, вставал, пил воду, ходил по квартире. Затем он взял телефонную трубку, позвонил кому-то. Через пару минут он сладко спал. Как это произошло?

Ответ: За стенкой играла громкая музыка. Он позвонил соседям, попросив их сделать потише.

За выполненное задание участники получают конверт для расшифровки (критическое мышление).

Ведущий: Вы собрали все 4 конверта для расшифровки послания.

Участники расшифровывают послание.

слайд 20

Ведущий: Как вы думаете, выполняя первое задание, какую компетенцию мы с вами развивали? А второе? Третье? Четвертое?

      слайд 21

Таким образом, использование технологии квест – игры, способствует реализации одной из задач ФГОС ДО: «Создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Ведущий: Коллеги, у кого есть идеи по пополнению «Квестbox». С большим удовольствием выслушаем Вас.

 

3.     Итог

слайд 22

Ведущий: Мастер – класс подошел к концу. Было ли вам интересно и хотели бы вы попробовать, что нибудь в своей практике из увиденного сегодня? Прошу вас выполнить рефлексию. 

 Выберите карту из квестbox, на ней разместите острова (Остров Радости, Остров Вдохновения, Остров Затруднения, Бермудский Треугольник).

Возьмите фишки и расположите на островах, характеризующие ваше отношение к мастер – классу.

        


Консультация для педагогов

Формирование Soft Skills у дошкольников.

Тема развития soft skills становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается объем информации, необходимой человеку для того, чтобы быть успешным. В быстром темпе жизни недостаточно лишь только конкретных («жестких») навыков, которые приобретаются детьми в школе. Современная жизнь предъявляет требования развития другой группы навыков – «гибких» навыков. Переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века.

Специалисты в области науки об образовании выделяют две группы навыков:

Hardskills ("твердые" навыки) - это профессиональные навыки и умения, необходимые для того, чтобы эта деятельность могла нормально осуществляться (таксист должен уметь водить, копирайтер хорошо писать, а лектор общаться с аудиторией). Техническая сторона деятельности человека. Именно их зачастую выставляют работодатели в описании к вакансиям на ту или иную работу.

Softskills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Простая модель профессиональных компетенций представлена в виде матрешки: внутри -«жесткие» навыки, снаружи — «гибкие».

Гибкие навыки сложнее измерить, чем жёсткие. Они поддаются оценке только в деятельности. Сложно придумать тест, с помощью которого можно понять, как хорошо общается человек, но можно наблюдать за его общением.

Что же говорят образовательные стандарты о гибких навыках?

ФГОС ДО требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в 5 образовательных областях. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие. Целевые ориентиры, которые направлены на развитие мягких навыков:

·        ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·        ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·        ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

С какого возраста и как развивать гибкие навыки у дошкольников?

Гибкие навыки развиваются с рождения сами собой. В каждом возрасте развиваются свои, как жёсткие, так и мягкие навыки. Причина проста: в каждом возрасте, до подросткового, отделы мозга развиваются несинхронно. Сначала лидирует один, затем другой.

Хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
Родители и педагоги задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы.

Очень важно насытить жизнь дошкольника интересными впечатлениями положительными эмоциями. Чем разнообразнее будет жизнь ребёнка, тем больше он узнает и большему научится.

Ребёнок перенимает не только опыт взрослого, но также опыт других детей, которым точно есть что предложить ему в плане новых игр и способов общения. Следует максимально вовлекать дошкольника во все доступные виды деятельности.

Личность ребенка развивается в деятельности, поэтому необходимо дать ему свободу выбора.

При выборе (деятельности, материалов, партнера) ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору.

Огромную роль играет поддержка детской инициативы. Детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Загоняя ребенка в рамки вечного «нельзя», он теряет стремление к активности, так погибают в детском характере лидерские качества. Не допустите этого.

Для развития таких навыков очень важно создавать гибкую развивающую среду.

Какие soft skills развивать у детей?

Важно помнить, что soft skills это не отдельные или разрозненные навыки, они представляют единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач.

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки - коммуникативные. Именно с коммуникативных навыков и начинается формирование soft skills. Ребенок должен научиться общаться, представляться, знакомиться, договариваться, принимать разные точки зрения и аргументировать свою, уметь вести диалог. Для развития коммуникативной компетентности ребенка-дошкольника в детском саду важно создать определенные условия.

Лидерские качества. Сегодня в обществе как никогда востребованы лидеры.  Поэтому важно начать воспитание лидерских качеств в ребенке с дошкольного возраста и дать ему возможность почувствовать себя в этой роли.

Работа в малых группах. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Критическое мышление. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Логическое мышление. Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения. Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Идеальное время для старта – 5-7 лет.

Самоорганизация. Еще один soft skill — умение управлять своим временем. Необходимо с детства приучать детей планировать свой день, выделяя время на учебу, отдых и домашние дела.

Подводя итог, возникает вопрос: так знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир — умения мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.

Давайте сделаем шаг к воспитанию целостных, успешных и счастливых детей!



                                                            Консультация для педагогов
                                «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»

         Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п.  Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство. Квест – технология  имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

 Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. 

«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

    Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя.

       Детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.


"Принципы построения квестов" 

  • Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации. Педагог-коучер (специалист, который помогает добиться самого главного в жизни – счастья).
  • Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
  • Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
  • Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
  • Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
  • Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квестов должны учитывать возрастные особенности памяти детей дошкольного возраста.
  • Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Момент обязательности снижает мотивацию в дошкольном возрасте. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Для этого задания должны быть интересны дошкольникам. Если ребёнок делает задания добровольно, но ему будет скучно, значит нет интереса. Если задания для ребёнка интересны, но выполнять заставляют «под палкой» - нет желания, позитива и свободы. Добровольность – это ещё и приём (даёт возможность раскрыться ребёнку)
  • Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств. 


 














 


2 комментария:

  1. Марина Александровна, спасибо за интересную консультацию по квест игре.Обязательно попробую в своей педагогической деятельности.

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Александровна, спасибо за полезную информацию! Очень интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить